ВФТС (VFTS) – Вильнюсская Фабрика Транспортных Средств.

ВФТС - это экспериментальный участок доля подготовки автомобилей к международным и всесоюзным соревнованиям на Вильнюсском авторемонтном заводе. История этого знаменитого как сейчас бы сказали тюнинг ателье началась в конце 70-х годов прошлого века. Мастеру спорта Стасису Брундзе , механику высшей квалификации Зигмунту Киверту и еще шестерым энтузиастам, взявшимся создать принципиально новый спортивный автомобиль на базе серийно производимых автомобилей ВАЗ, дирекция Вильнюсского авто предприятия выделила двухместный бокс. Вскоре после этого появились первые плоды их работы, а именно ВАЗ – 21011-ВФТС подготовленные для ралли в группе А с двигателями 1.6 литра.

На фото Зигмунт Киверт
До 1981 года выпускалась машина, фигурировавшая в протоколах зарубежных ралли как LADA 1600 которая представляла 21011, но КПП и мотором от 2106. Фактически на LADA 1600 были отработаны агрегаты будущей LADA VFTS, которая в 1982 году была омологирована в FIA по группе Б – автомобили специальной постройки. Среди отличий машины от серийного прототипа следует отметить кулачковые 4 и 5 ступенчатую КПП, причем пятиступенчатая изготавливалась в корпусе четырехступенчатой, который считался более прочным, при этом у пятиступенчатой коробки была оригинальная схема переключения передач – первая передача находилась на месте привычной нам пятой, а вторая на месте первой.  Под выпускную систему в днище машины вваривался отдельный тоннель, а в моторном отделении появилась дополнительная опора двигателя. В салоне на приборной панели расположился выключатель генератора, способный высвободить на прямых несколько лошадиных сил. После нескольких случаев поломок заднего моста на многих машинах стали усиливать задний мост. Впоследствии на машинах, пытаясь улучшить неудобную «классическую» посадку стали изменять крепление рулевого механизма, меняя вылетом руля и расположением рулевой колонки.
В 1982 году предприятие уже насчитывало 70 человек которые отвечали за четыре основные службы - экспериментальный участок подготовки автомобилей , экспериментальные лаборатории испытаний двигателей, эектроники, а также конструкторское бюро.
Производство было оборудовано современным оборудованием, в том числе и различным и станками. Общее количество деталей собственного производства превышало 500 наименований. Самые известные автомобили ВФТС : LADA 2105 – VFTS, LADA 2105 –T16 LADA –EVA LADA- S-proto .
После распада СССР (и распада сборной СССР который произошел еще раньше) уже переименованный в ЭВА (Экспериментальный Вильнюсский Завод) еще какое-то время занимался доводкой гоночных 2108, но вскоре переключился на продажу и обслуживание иномарок.
Взятые из официальных документов FIA данные по мотору и КПП. Техническое описание Лады ВФТС: Блок цилиндров чугунный (2106) с алюминиевой ГБЦ. Рабочий объем 1588 см3. Диаметр поршня – 79,5 мм, ход – 80 мм. Шатун – стальной, весом 570 грамм, с прямым разъемом, длиной 136 мм. Коленвал на подшипниках скольжения, литой, чугунный весом 10,4 кг, диаметр шеек 50,795 мм. Маховик стальной, весом 4,2 кг. Карбюраторы WEBER 45 DCOE. Распредвал: подъем впускного/выпускного клапана 11,5 мм/11,5 мм, фазы – впуск 330 градусов, выпуск 320 градусов. Диаметр впускного канала 39,5 мм, выпускного 34,5 мм. Диаметр тарелки впускного клапана 41 мм, выпускного 36 мм. Степень сжатия 11,5 единиц. Силовые характеристики - 160 л.с. при 7000 об/мин, крутящий момент 164,8 Нм при 5500 об/мин. (Имеются упоминания о машине на которой выступал сам Стасис Брундза, развивавшей 180 л.с. при 7500 об/мин. и 182 Нм при 6000 об/мин). Диаметр передних тормозных дисков – 252,7 мм, задние тормоза барабанные. Рулевое управление: глобоидальный червяк с двухгребневым роликом Передаточное число рулевого механизма – 16,4 Габариты машины – длина 409 см, ширина 172,5 см, высота 140 см (варьировалась в зависимости от настроек подвески), колея спереди/сзади – 136,5 см/132,1 см. (варьировалась в зависимости от типа применяемых колес) На международные соревнования машину обували в шины Pirelli 210/595-15 или Dunlop 195/555-15. Вес машины (в версии алюминиевыми элементами кузова) без топлива - 780 кг. Снаряженный вес со стальным кузовом – 920 кг. Главные пары 4,3; 4,4; 4,77 КПП VAZ-R3 прямозубая, с кулачковыми муфтами включения. Использованы материалы: Эдгар © , "За рулем"
|